Наталия Курнант (nantik7) wrote,
Наталия Курнант
nantik7

Испания - IV. 9. Мерида. "Ты был ли, гордый Рим"?

Мерида – самый известный город Эстремадуры, ее столица знаменита прежде всего древнеримским архитектурным наследием, почему-то в городе под культурными слоями сохранились и театры, и амфитеатры, и храмы, скульптуры, остатки каменных домов, и мозаики, и все, что нужно любителю античной культуры.

DSCF9500

Увы, я себя к таковым не отношу, то есть в местах, с которыми у меня связаны культурные ассоциации, что-то ещё отзывается, а просто виды камней, пусть и сложенных в фундаменты домов, в ступени, руинированные храмы, – ничего во мне не бередят, в мелодию не складываются.
Итак, Мерида возникла как римское поселение где-то в 25 году до н.э. по приказу Августа Октавиана как полис для воинов в отставке, почетных воинов из легионов V Alaudae и X Gemina. Город, один из самых важных в Hispania (это римское название местности на Пиренейском полуострове) , был исключительно комфортным для проживания и с момента основания стал столицей провинции Лузитания, а с 4 века столицей епархии Hispania, с 5 века важным городом вестготского королевства, а в 713 году он попал в руки мусульман и стал называться Кора де Мерида. Однако в 9 веке статус столицы начинает снижаться, в 1230 году в ходе Реконкисты она отвоевана войсками Альфонса IX де Леона. Видимо, медленное угасание былого величия со времен раннего средневековья сослужило римскому наследию прекрасную службу – древние постройки медленно консервировались, никто на них особо не претендовал, не перестраивал, они разрушались сами собой, их заносило пылью, образовывался культурный слой, и только в начале 20 века археологи начали доставать из-под земли памятники первых веков нашей эры. Так выглядело самое знаменитое, пожалуй, место Мериды до раскопок – оно называлось «Семь тронов», по легенде здесь восседали семь королей.

Teatro_romano_de_Mérida_en_el_siglo_XIX.

DSCF9380

На деле – это верхние ярусы театра Мериды. Генри Мортон в 1955 году увидел самые эффектные древнеримские памятники, да ещё в городе без туристов, он бродил по развалинам в одиночестве или в сопровождении местных гидов. Мечта! Правда, его здесь хватил тепловой удар – Мерида гордо носила звание самого жаркого города Испании. Мы же приехали сюда из Касереса на автобусе – чуть более часа и, к сожалению, не все успели осмотреть – на Музей древнеримской культуры нам времени не хватило. Дело в том, что город действительно большой, а объекты расположены на разных его концах, и топать приходится долго, и зависать над ними тоже какое-то время, иначе нет смысла вообще, надо хоть что-то почувствовать, кроме усталости и раздражения от толп туристов.
Первое, что мы увидели – длиннющий (говорят, самый длинный в Европе) римский мост,

DSCF9333

DSCF9349

DSCF9339

еще в середине 20 века по нему продвигались мулы, груженные товаром, и их погонщики, внизу на островке паслись свиньи, иссиня-черные эстрамадурские свиньи, Мортон даже нарисовал их на переднем плане картины.

10.18.2019.10-4
(Фота не моя).
А на заднем – развалины арабского алькасара, которые затем христиане превратили в монастырь.

DSCF9348

Солнышко припекает, мы платим где-то 15 евро за комплексный билет, позволяющий осмотреть все важные достопримечательности, и отправляемся на стены. Там и колодцы, и остатки построек – я приуныла, не впечатляет, хотя погода радует.

DSCF9347

DSCF9352

DSCF9351

Идем дальше, покупаем какую-то еду, думаем съесть ее по традиции в живописном месте. Не тут-то было! В музейных зонах вкушать яства нельзя – может, это и правильно, турист должен сидеть в кафе, но бедная Тонька несет тяжелый пакет, и ей не очень. Булыжные мостовые на центральных улицах – я пропорола ногу стеклом, торчащим между камней вертикально. Это, конечно, не добавило радости, а сам городок, кстати, обычный, без особых достопримечательностей.
Это арка Траяна, рядом с ней торчало это злосчастное стекло.

DSCF9370

С ногой кое-как справились, хромаем к так называемому храму Дианы. На самом деле это храм 1 века, на месте городского форума, так называемый императорский храм, посвященный имперскому культу https://es.wikipedia.org/wiki/Culto_imperial_(Antigua_Roma) , а вовсе не Диане. Это храм- periptero, как, например, Парфенон в Афинах, он окружен со всех сторон колоннами, 11 по сторонам и шесть на портике.

DSCF9372

DSCF9373

Мортону помешала осмотреть музей смерть хозяина, он как раз столкнулся с гробом по пути к объекту, нам же не помню что, наверное, обеденное время.
Наконец мы продвигаемся к самому эффектному и значительному архитектурному объекту – римскому театру.

DSCF9375

DSCF9376

DSCF9377

DSCF9379

Это довольно большая зона, под завязку заполненная туристами, гиды по незатейливой привычке стоят внизу и кричат в микрофоны, слава богу, не все вместе.

DSCF9389

Театр был заброшен уже в 4 веке нашей эры, христианская религия, как известно, не признавала такого рода зрелищ, но и не разрушен, не разорен.

DSCF9390

Этот театр в античные времена, как я поняла, был прежде всего местом политических мероприятий – здесь произносили речи, ставились высокие трагедии: площадные представления, конные соревнования, гладиаторские бои проводились неподалеку, в амфитеатре, на ипподроме, не здесь. В испанской Вики пишут, что поднять упавшие колонны не составляло труда,

DSCF9409

а вот скульптуры не местные, но аутентичные.

DSCF9401

DSCF9402

DSCF9406

DSCF9403

DSCF9418

Вот, например, по центру – Церера.

DSCF9407

DSCF9395

Мы вообще-то голодные, мы аккуратно ищем место, где бы поесть, но раз пообедать тут не представляется возможным (есть запрещающие знаки), то можно хоть где-то притулиться и перекусить, чтоб тебе не наступали на ноги экскурсионные группы? Да, в конце концов мы сели прямо на ступени верхнего яруса, не увидев здесь перегораживающих веревок.

DSCF9399_обработано

Едим чипсы, пьем вино из маленьких пакетов, и тут же видим, как туристы тоже быстро обсиживают ступени – видимо, нужен был триггер, чтоб интеллигентные испанцы выдохнули - можно. Наконец-то стало неплохо, с едой и вином что-то античное стало в меня проникать, все-таки Адриан, Траян, Сенека, Марциал с высокой долей вероятности здесь бывали, да и место красивое, чего уж.

DSCF9416

DSCF9422

Далее мы побрели к храму святой Евлалии – это романское здание (13 – 15 века, на месте вестготского храма 4 века и ранее древнеримского). Храм построен, по преданию, неподалеку от места казни святой Евлалии Меридской.

DSCF9443

DSCF9449

DSCF9461_обработано

У портала.

DSCF9469_обработано

DSCF9470_обработано

DSCF9471_обработано

DSCF9472_обработано

DSCF9473_обработано

DSCF9474_обработано

Генри Мортон без особого уважения пересказывает ее жизнеописание, цитирует свидетельства; я с пониманием отношусь к его точке зрения, но согласиться до конца все же не могу. Экзальтированные первые христиане (не все, конечно), стремясь принять мученическую смерть, провоцировали власть предержащих, так, например, двенадцатилетняя девочка Евлалия плюнула в лицо первосвященнику и разломала идолов в ответ на просьбу прикоснуться к ним, тем самым не оставив властям выбора – так Мортон толкует подвиг святой Евлалии. Я бы не стала оправдывать палачей все равно, да и мерить на весах долю гордыни и неспособности к предательству веры тоже не рискнула бы. Мортон ещё наблюдал в храме множество волос – отголосок языческого культа – мы же ничего такого не видели.
Отправились дальше – к остаткам древнего полиса, раскопанного, видимо, не так давно. Производят странное впечатление, ибо находятся ровно под современным бизнес-центром.

DSCF9438

DSCF9439

Двигаемся на окраину города –

DSCF9479

DSCF9480

к знаменитому водопроводу – Акведук Лос Милагрос – удивительное инженерное и архитектурное сооружение.

DSCF9483

DSCF9498

Всего в городе было три акведука, этот – для западной части города. С Первого века вода черпалась из резервуара Прозерпины в 10 км от города и шла по трубам под землей, потом под небольшим наклоном над землей и наконец вот так – почти километр, 25 метров – самое высокое место. Цвета кирпича и гранита на ярко-зеленом фоне, огромные каменные тумбы, конструкция выглядит грандиозно, в длинном ровном силуэте трехъярусных колонн есть и мощь, и изящество. И – пустота, никого, здесь нет туристов!

DSCF9485_обработано

DSCF9488

DSCF9502

DSCF9503

Насколько интереснее, эстетически привлекательнее выглядят строения, как пробуждаются дремавшие чувства, какая, в конце концов, радость охватывает путника, стоит ему всего лишь оказаться рядом с памятником одному или в компании близких друзей-родных! Так рассуждает бывалый мизантроп, действующий учитель русского и литературы! Увы мне!

DSCF9492

DSCF9495

DSCF9496

Напоследок мы уже потащились к последнему объекту – раскопу на месте богатой виллы.

DSCF9514

По пути наблюдали еще один бизнес-центр с античным подкопом.

DSCF9519

DSCF9523

DSCF9526

DSCF9527

DSCF9534

Как называется этот последний объект, я, честно сказать, не помню. (Мне напомнили, что это Дом культа Митры). Там все тоже сильно на любителя, но мозаика занятная, и вообще жилища богатых римлян, даже на уровне фундаментов, при сильном напряжении фантазии должны у кого-то вызывать интерес.

DSCF9566

У меня не очень-то получается. Мозаику рассматриваю - нравится.

DSCF9544

DSCF9547_обработано

DSCF9548_обработано

DSCF9549

DSCF9550

DSCF9551

DSCF9552

DSCF9555

DSCF9557

Наконец садимся в автобус, еле успеваем на станцию. Ура! Видимо, Мерида воистину считается главным турпунктом региона: интерьеры наших апартаментов в Касересе стилизованы под древнеримское поселение с элементами офисного стиля, а столовая под храм, надо думать.

DSCF0586

DSCF9521
Tags: Испания, Мерида, Эстремадура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments